Алматы облысы әкімдігінің "Алматы облысының денсаулық сақтау басқармасы" ММ ШЖҚ "Көпсалалы облыстық балалар ауруханасы" МКК
0
Этический кодекс

ЭТИЧЕСКИЙ  КОДЕКС  ГКП на ПХВ  «ОБЛАСТНАЯ  ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА»   г. ТАЛДЫКОРГАН

Кодекс профессиональной этики медицинского работника является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения  медицинского работника при осуществлении  профессиональной медицинской деятельности.

Настоящий Кодекс определяет отношения между медицинскими работниками, обществом и пациентами, и направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность медицинских работников перед обществом за свою деятельность.
Под медицинским  работником в настоящем Кодексе понимаются специалисты, имеющие высшее или среднее медицинское образование.

Жизнь и здоровье человека - главные, фундаментальные ценности. Деятельность медицинского работника направлена на их сохранение   и требует от него гуманного отношения к человеку, уважение его личности, сочувствия и соучастия, доброжелательности, благотворительности и милосердия, терпеливости, взаимодоверия, порядочности и справедливости.

Система ценностей :

  • Пациент - в центре внимания
  • Безопасность
  • Ответственность
  • Коллегиальность
  • Прозрачность
  • Профессионализм

Пациент – в центре внимания – оценка потребностей каждого отдельно взятого пациента для предоставления высококачественных услуг. Уважение достоинства и личности пациентов.

Безопасность пациента – важнейший компонент качественной медицинской помощи. Ее целью является максимальное уменьшение вреда, наносимого пациентам во время лечения. ВОЗ определяет качество медицинской помощи как степень, в которой медицинские       услуги индивидам и популяции увеличивают желательные исходы в отношении здоровья и соответствует текущим профессиональным знаниям.

Ответственность – приверженность провозглашенным принципам и высоким стандартам, демонстрация высокого уровня  и порядочности как в отношениях с пациентом, так и внутри коллектива.

Коллегиальность – постоянный самоанализ и сотрудничество, а также создание системы доверия, на основе паритета ответственности и объема работы.

Прозрачность – соблюдение принципов честности и порядочности в личностных и коллективных действиях.

Профессионализм – направленность всех своих лучших знаний , возможностей и опыта на достижение высокого результата во благо пациента и коллектива, на основе постоянного развития и обучения.

В своей работе медицинские работники ГКП на ПХВ «Областная детская больница» г. Талдыкорган руководствуются  законодательством Республики Казахстан, в части прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, принципами гуманизма и милосердия ,

1. Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан (далее – этический кодекс ) определяет моральную ответственность медицинских и фармацевтических работников за свою деятельность перед гражданами и обществом в целом. 
2. В своей деятельности медицинские и фармацевтические работники должны: 
1) руководствоваться настоящим Кодексом;
2) способствовать укреплению здоровья граждан Республики Казахстан; 
3) принимать решения исключительно в интересах пациента; 
4) не допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание медицинского и фармацевтического работника Республики Казахстан; 
5) добросовестно и качественно исполнять свои служебные обязанности; 
6) непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания; 
7) не допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения; 
8) неукоснительно соблюдать трудовую дисциплину; 
9)бережно относиться и эффективно использовать имущество организаций здравоохранения; 
10) противостоять проявлениям коррупции; 
11) не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях; 
12) личным примером способствовать созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе; 
13) не допускать и пресекать факты нарушения норм Кодекса чести со стороны других медицинских и фармацевтических работников; 
14) соблюдать установленную форму одежды в период исполнения своих служебных обязанностей. 
3. В отношениях с пациентами медицинские и фармацевтические работники должны: 
1) уважать права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств; 
2) оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается; 
3) постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни; 
4) способствовать укреплению доверия граждан к системе здравоохранения государства; 
5) не допускать фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к пациентам, прилагать усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег; 
6) своими действиями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности; 
7) разъяснять принципы солидарной ответственности за охрану собственного здоровья. 
4. В отношениях с коллегами медицинские и фармацевтические работники должны: 
1) соблюдать общепринятые морально-этические нормы, быть вежливыми и корректными; 
2) не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента; 
3) не ставить публично под сомнение профессиональную квалификацию другого медицинского и фармацевтического работника; 
4) приумножать традиции и достижения казахстанской медицины. 
5. Соблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками Кодекса чести является их профессиональным долгом.

Также в своей работе врачи должны придерживаться Присяги врача Республики Казахстан, данной выпускниками  организаций высшего образования, обучавшиеся по медицинским специальностям.

Присяга врача Республики Казахстан имеет следующее содержание: «Принимая высокое звание врача, перед лицом своих учителей и коллег торжественно клянусь честно и преданно служить великому делу врачевания, всецело посвятив себя охране здоровья граждан. В своей деятельности клянусь руководствоваться только интересами своих пациентов, здоровье которых является высшей ценностью. Клянусь с равным усердием и терпением оказывать медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается, независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, социального положения и гражданства. Клянусь хранить врачебную тайну, никогда не использовать ее в корыстных целях. Клянусь постоянно совершенствовать свои знания и навыки, быть требовательным к себе и своим ученикам, никогда не отказывать в бескорыстной помощи и самому обращаться за советом к коллегам, если того потребуют интересы пациента. Клянусь беречь и приумножать благородные традиции казахстанской медицины, хранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.».

Врачебная тайна

1. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну. 
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. 
3. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим физическим и (или) юридическим лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях. 
4. Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях: 
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 
2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови и ее компонентов; 
3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства; 
4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей; 
5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных деяний.
5. Не допускаются без разрешения физических лиц (пациентов) сбор и обработка персональных данных , касающихся их частной жизни, для формирования электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов. 
Не допускается подключение электронных информационных ресурсов, содержащих персональные данные физических лиц (пациентов), к сетям телекоммуникаций, связывающим их с другими базами данных, без разрешения физических лиц (пациентов) при использовании персональных данных, касающихся их частной жизни, кроме случаев, связанных с донорством крови и ее компонентов, а также запросами правоохранительных, специальных государственных и иных органов по предоставлению информации в форме электронного документа, составляющей врачебную тайну, о состоянии на диспансерных учетах лиц, страдающих опасными для общества расстройствами и заболеваниями, включая стойкие нарушения психики, алкогольную, наркотическую и иные виды зависимости, склонность к совершению агрессии и насильственных действий. 
За незаконный сбор и обработку персональных данных, касающихся частной жизни физических лиц (пациентов), должностные лица несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

Заключение

1.Настоящий кодекс имеет обязательную силу для всех медицинских работников;
2.Этическая комиссия может рассматривать факт несоблюдения медицинским работником положений этического кодекса и выносить по итогам рассмотрения общественное порицание. При наличии жалоб на сотрудника, этической комиссией и/или расширенном заседании комиссии по внутреннему аудиту  принимается решение о дисциплинарном наказании в виде замечания, выговора , строгого выговора. При неоднократном нарушении этического кодекса, наличии жалоб и ранее наложенных дисциплинарных взысканиях , по решению этической комиссии и/или комиссией по внутреннему аудиту может быть принято решение об увольнении.

В ОДБ создана система  методов поощрения сотрудников: по решению комиссии по этике , сотрудники, которые четко и грамотно выполняют все пункты кодекса,  могут быть поощрены грамотами, благодарственными письмами, предусмотрено материальное поощрение в виде дифференцированной оплаты труда.
Для профилактики нарушений кодекса по плану должны проводиться регулярные занятия на всех уровнях с проведением ежегодной аттестации на знание этического кодекса.
Этический кодекс размещен в местах наглядной агитации .

 
Источники

  1. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»  от 18.09.2009г.

Статья 95. Врачебная тайна 
Статья 177. Присяга врача Республики Казахстан 
Статья 181. Комиссии по вопросам этики Пункт-7
Статья 184. Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан.